Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Деятельностный подход в формировании понятия о физической величине

В ФГОС нового поколения большое количество часов выделяется практической и самостоятельной работе студентов, что требует изменения методики преподавания дисциплин. В связи с этим были изучены разные методики преподавания физики, в результате этого был выбран деятельностный подход в обучении физики.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

При деятельностном подходе учитель является проводником деятельности учащихся, а ученик является главным действующим лицом учебного процесса – он сам «добывает» знания и применяет их.

Элементы знания, которые изучаются в курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания.

Каждому элементу знания могут быть адекватны три вида деятельности:

1) «создание» знания;

2) распознавание ситуаций, соответствующих знанию;

3) воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.

Деятельностный подход при обучении физике как теоретико-методологическая стратегия определяет проектирование основных видов учебно-познавательной деятельности, которые выражаются в технологиях формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.

Самую многочисленную группу понятий, изучаемых в школьном курсе физики, составляют физические величины. Это особые понятия, поскольку в них сочетаются качественная и количественная характеристики свойств объектов и явлений. Определение физической величины в ГОСТе 16263 – 70 таково: «физическая величина – свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта» [5]. Следовательно, признаками, по которым одна величина отличается от другой, является свойство, для количественного описания которого она вводится, и способ числовой оценки этого свойства.

Для физических величин так же, как и для других видов понятий, существуют две пути введения: эмпирический и теоретический.

Методисты при введении физических величин придерживаются разных подходов.

Изучив эти способы я выбрала для себя общую логическую схему деятельности по «созданию» понятия о физической величине на эмпирическом уровне познания предложенную школой С.В. Анофриковой [1]. (Приложение №1).

Данная схема сделана на основе того, что физических величин в природе не существует, и поэтому ученые их сами создают. И для того, чтобы обучить учащихся «созданию» физических величин, нужно выделить эту деятельность по их «созданию». На основе этого принципа сделана общая логическая схема С.В. Анофриковой. На наш взгляд, логическая схема эффективна для учащихся, так как главным действующим лицом при формировании понятия о новых физических величинах является ученик, а учитель является организатором данной деятельности учащихся.

На основе данной логической схемы разработана учебная карта для «создания» понятия о физической величине (Приложение №2). Учебная карта состоит из девяти действий.

  1. Исходная ситуация.
  2. Сформулируйте ПЗ (познавательную задачу).
  3. Найдите единицу свойства.
  4. Разработайте процедуру сравнения данного свойства у объекта с единицей свойства (найдите значение физической величины).
  5. Подберите термин для названия величины свойства и буквенного обозначения этой величины.
  6. Дайте определение (вербализация) термина
  7. Введите единицу новой физической величины.
  8. Подберите термин для наименования и символа для обозначения единицы физической величины.
  9. Дайте определение единицы физической величины

В каждом действии с правой стороны даны ориентиры для выполнения.

Для обучения учащихся по данной учебной карте разработаны девять уроков:

Урок №1

1.       Ознакомление с деятельностным подходом.

2.       Обучение написанию определения физической величины.

Урок №2

1.       Обучение учащихся введению единицы физической величины.

2.       Обучение учащихся написанию определения единицы физической величины.

Урок №3, 4

1.                   Обучение учащихся деятельности по «созданию» понятия о физической величине.

Урок №5

1.                   Показ образца деятельности учителя по учебной карте

Урок №6,7,8

1.                   Тренировка по учебной карте

Урок №9

1.                   Контрольный урок.

Данную методику начали апробировать среди студентов ПДОТТ12, которые поступили после 9 класса. Начальные результаты показывают положительную динамику и поэтому эксперимент решили продолжить и в следующем семестре.

Таким образом, если при традиционном обучении преподаватель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе преподаватель ищет такие средства поддержки, которые позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно.


Приложение 1.

Логическая схема деятельности по «созданию» понятия о физической величине
на эмпирическом уровне познания предложенную школой С.В. Анофриковой 


Приложение 2.

Учебная карта для «создания» понятия о физической величине


Способ выполнения

Ориентиры для выполнения действий

1

Исходная ситуация. Обнаружено, что множество объектов обладают одним и тем же свойством, но в количественном отношении это свойство проявляется у каждого по разному.

 

2

Сформулируйте ПЗ (познавательную задачу).

Сформулировать можно так: Как выразить величину свойства числом?

3

Найдите единицу свойства.

Состоит из двух действий:

  1. Выводится формула, связывающая искомую величину с величинами, значение которых можно найти прямым измерением (уравнение связи между ф.в.). Формулу можно вывести так: Пусть свойство характеризуется двумя величинами (а, в). 1сл. Первая величина у двух тел одинакова а1=а2, вторая величина отличается: в1 ≠в2, в1<в2 или в1>в2. Интенсивность свойства больше там, где вторая величина. 2сл. Первая отличается а1≠а2, в1=в2. Интенсивность свойства больше, где больше первая величина. 3сл. Первая и вторая величины отличаются а1≠а2, в1 ≠в2. Нужно свести к первому и ко второму случаю. 1с. в/a  2сл. a/в
  2. По формуле устанавливается единица свойства. Пример: a/в=1м/1с=1м/с – единица физической величины

4

Разработайте процедуру сравнения данного свойства у объекта с единицей свойства (найдите значение физической величины).

Значение измеряемой величины вычисляют, подставив в уравнение связи значение величин, полученных в результате прямых измерений. Полученное при этом значение ф.в. показывает во сколько раз эта величина больше или меньше ее единицы. Действия:

  1. Найдите величины значения которых входят в уравнение
  2. Подставьте их в уравнение связи
  3. Вычислите значение измеряемой величины
  4. Полученная величина показывает во сколько раз эта величина больше или меньше ее единицы свойства

5

Подберите термин для названия величины свойства и буквенного обозначения этой величины.

Термин для названия величины свойства и его буквенное обозначение вводит учитель

6

Дайте определение (вербализация) термина

Определение терминов должны формулироваться в соответствии с логическим правилом введенным Аристотелем:

  1. Напишите термин
  2. Поставьте тире и напишите слово «физическая величина»
  3. Поставьте запятую
  4. Напишите слово «характеризующая»
  5. Укажите общее свойство для множества, оцениваемое количественно ф.в.
  6. Напишите слово «равная»
  7. Напишите способ его определения

Например: Термин – ф.в., характеризующая указывается общее свойство для множества оцениваемое количественно ф.в. – способ его числовой оценки.

7

Введите единицу новой физической величины.

Ввести можно таким образом:

  1. Напишите уравнение связи
  2. Приравняйте к единице значения всех ф.в., входящих в уравнение
  3. Напишите единицу ф.в. в системе СИ
  4. Дайте наименование единице ф.в.

8

Подберите термин для наименования и символа для обозначения единицы физической величины.

Термин для наименования единицы ф.в. и символ для его обозначения вводит учитель

9

Дайте определение единицы физической величины

Дать определение единицы ф.в. можно так:

  1. Напишите словами ф.в. без слова «один»
  2. Напишите слово «равен»
  3. Напишите термин ф.в.
  4. Поставьте запятую
  5. Приравняйте все величины, входящие в формулу, к их единичным значениям
  6. Напишите словами физический смысл ф.в.

Литература

  1. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков. – М.: МПГУ, 2001.
  2. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления. //Физика в школе. – 1995. - №3.
  3. Анофрикова С.В. Формирование мыслительных навыков составления программы действий в конкретной ситуации. // Физика в школе. – 1996. - №3.
  4. Анофрикова С.В., Петрова Р.И. Современные уроки по физике. Якутск, изд-во ЯГУ, 1997.
  5. ГОСТ 16263 – 70. Метрология. Термины и определения.
Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.02.2013) | Автор: Семенова Миролюба Ивановна
Просмотров: 1335 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]