Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Личностно-ориентированное обучение английскому языку посредством метода проектов
В современной российской педагогике на основе психологических и психолого-педагогических выводов школы Л.С. Выготского сформировался  личностно-деятельный подход. Л.С.Выготский отмечает «усвоение, приводящее к развитию, происходит в меру и на основе собственной активности субъекта» (2, с.25)
Личностно – ориентированное обучение английскому языку студентов посредством метода проектов является одним из путей повышения эффективности обучения. Так как этот метод основывается на педагогике сотрудничества, где учитель и ученики исследуют мир совместно, учащиеся думают вместе с учителем, знания добываются совместно, ведется диалог.
Использование метода проектов позволяет сделать изучение английского языка творческим процессом, предполагающим самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, интеграцию знаний, полученных на других учебных предметах.
Выполняя проектную работу, студенты достигают не только «языковой», но и практический результат, употребляя язык в коммуникативных целях,  узнавая новое,  проявляя активность,  взаимодействуя  с другими людьми для достижения результата.
При выполнении проектных заданий студенты используют рисунки, эскизы, картинки, анкетные таблицы и др. Таким образом, развитие коммуникативных навыков подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Особое значение при таком обучении имеет возможность студента думать, говорить и писать о своих интересах, планах, творческих задумках и путях их реализации.
Используя метод проектов, студенты проектируют,  составляют дизайн – папку, изготавливают изделие, оценивают свою работу и защищают свой проект.
Составление дизайн – папки состоит из следующих этапов:
1. Краткая формулировка задачи (Design brief). Описывают цель проекта и ситуацию. Должна быть короткой и простой.
2. Дизайн – спецификация (Specification). Детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, для того чтобы быть качественным. Написание хорошей дизайн – спецификации, возможно, наиболее важная часть процесса проектирования и изготовления.
3. Исследование и анализ. Цель исследования - более глубоко понять, каковы потребности клиента. Исследуется технология изготовления, материалы и оборудование.
4. Первоначальные идеи (Design ideas). Учащийся должен представить широкий спектр эскизов с комментариями. Идеи должны быть разнообразны и на их выработку, нельзя тратить много времени.
5. Выбор лучшей идеи (The best idea). Представляемые идеи должны соответствовать  критериям,  указанным в дизайн – спецификации.
6. Проработка идеи и отражение этого процесса на дизайн – листах.
7. Изготовление изделия (Making). Учащийся приобретает необходимые навыки для того, чтобы изготовить то, что он разработал.
8. Самооценка (Evaluation). Ключевой вопрос «Удовлетворяет ли изделие потребности задачи, описанной в краткой формулировке?» Предложить возможные варианты улучшения изделия. 
Вашему  вниманию предлагаю в качестве образца составление краткой формулировки проектов:
 1) Design Brief 
Design and make a container for snack food.
2) Design Brief 
Design and make a range of snack foods that could be eaten by young children at school.
А также дизайн – спецификации (Specification).
Piece of jewellery
What it has to do:
Be suitable for everyday wear
Remind  people about endangered species
What it has to look like:
 Be based on animal or plant form
Other requirements:
Be part of a range of similar items for teenagers sold in a chain store 
Use natural materials as far as possible.
Как видно, дизайн – папка полностью составляется  на английском языке по вышеизложенному алгоритму.  Оценку изделия делает специалист или сам студент. Например, используя смайлики: 1) like very much 2) like moderately 3) Neither like nor dislike  4) Dislike moderately  5) Dislike  very much. 
Проект развивает  языковое мышление и является предпосылкой для приобретения устойчивых языковых знаний и речевых навыков при изучении английского языка. 
Вашему вниманию предлагаю творческие работы студентов выполненные в разные годы. Например, работа Дьяконовой Анастасии «Современное якутское платье» служит образцом по выполнению подобных работ на английском языке. С защитой своего проекта Анастасия выступила на студенческой конференции «Молодежь. Наука, Творчество.» в секции «Иностранные языки» проведенной в ЯГИТИ в 2002г. и заняла 2 место. Награждена дипломом 2 степени.
Далее работа Протопоповой Алены «Якутские рукавицы», которая заняла 2 место на конференции «Молодежь. Наука. Творчество» в ЯГИТИ в 2004г. Следующий проект студентки Большаковой Лены «Дизайн моего дома», занял 3 место на первой научно- практической конференции в НПК в 2005г. Кроме этого студентки выполнили курсовые работы по методу проектов. Так, Дьяконова Ольга «Справочник по проведению экскурции в НПК» в 2009г., Ларионова Ньюргуяна « Проект рекламно-информационного буклета «Намский педагогический колледж технологии и дизайна им. И. Е. Винокурова на английском языке» в 2010г., Васильева Даша « Проект  «Оберег Аал-Луук мас» в 2012г. В этом же году с этим проектом участвовала на конференции «Молодежь. Наука. Творчество».
Появляется ситуация успеха, которая позволяет поверить в собственные силы и возможности. Кроме того, раскрывая и излагая содержание проекта при защите, студенты на деле осознают  практическую значимость собственной учебной деятельности.
Как показала практика, работа над проектом  вызывает  интерес, способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности,   развивает  навыки исследовательской работы, способствует  воспитанию ответственного отношения к работе, доказывает  целесообразность работы по методу проектов по английскому языку для активизации самостоятельной работы студентов.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М. –Л., 1934
2. Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область технология. –Н. Новгород,1998.
3. Student’s book. –Nuffield Foundation,1995.
4. Ушницкая В.В.  Личностно-ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов // Новые подходы к обучению иностранным  языкам: Сб. статей / Под ред. Профессора Фомина М.М. –Якутск, 2000. –С.60-64

Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (10.06.2013) | Автор: Румянцева Т.В.
Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]