Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Образовательный комплекс по реализации дуального обучения (размышление о внедрении дуального образования в РС(Я))
Слепцова Надежда Гаврильевна,к.п.н., преподаватель отделения «ПЦК»,
Дьяконова Ньургуйаана Борисовна, методист, преподаватель отделения «ПЦК»
Намский педагогический колледж, Республика Саха (Якутия)
Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года, принятая 11 съездом учителей и педагогической общественности определяет, что общенациональный образовательный заказ должен объединять потребности личности, государства и общества, в том числе бизнес - структур. Специфика сельской школы в республике Саха (Якутия) указывает, что развитие школы требует разработки социального заказа, соответствующего естественным законам развития взаимоотношений и структур в селе. Сегодня государство и общество предъявляют сельскому учительству требование, суть которого заключается в том, что подготовленный школой молодой человек должен стать фактором развития, в конечном итоге, всего общества. В соответствии с заказом программа развития на 2009-2013г.г. Намского педагогического колледжа технологии и дизайна имени И.Е. Винокурова основана на концепции дуального образования (от 25 августа 2006 года). Она предусматривает расширение возможностей функционирования Школы мастеров (УЬУЙААНов). Мы считаем, что решение данной проблемы возможно путем создания Центра базовых школ, который станет научно-методической лабораторией изучения и внедрения в систему образования РС(Я) идей дуального образования. Филиалами данного Центра станут интегративные модели образовательных учреждений, которые на первом этапе будут организованны на базе НПК ТиД, на втором этапе в базовых школах колледжа (см. схему №1): - образовательная деревня в селах базовых школ – дети получают обучение по отдельным курсам у народных мастеров и студентов НПК ТиД, учатся у них реальному делу; - круглогодичный творческий лагерь при НПК ТиД. - автономная некоммерческая организация НПК ТиД «Кампус», которая реализует изготовление и сбыт изделий Школы мастеров; - бизнес-инкубатор, в котором студенты и учащиеся реализуют замыслы проекта и в итоге получают свидетельство о присвоении рабочей профессии по специализации Школы мастеров.
Схема 1. Модель образовательного комплекса по реализации дуального обучения
Следовательно, на местах организации филиалов в селах ожидается создание новых и дополнительных рабочих мест в сельской местности в РС(Я). Данная идея обуславливается следующими факторами: 1. Для мониторинга потребности в педагогических кадрах и профессиональной подготовке проводятся социально-психологические исследования, анализ потребности предприятий и учебных заведений, что позволяет обеспечить гибкое изменение в количестве абитуриентов для подготовки той или иной специальности. По данным проведенного мониторинга по республике нужны учителя широкого профиля. Оптимальное решение этой проблемы нами видится в подготовке учителей широкого профиля по 2 – 3 учебным дисциплинам или к специальности дополняется специализация т.е. рабочая профессия, которая необходима в каком-то регионе республики. Дополнительную специализацию получают на краткосрочных курсах. Эти специалисты подготовлены по проблеме разрешения интеграции образовательного потенциала школы и села по формированию и развитию культурных и трудовых традиций народов. 2. Приоритетной задачей НПК ТиД является подготовка специалиста широкого профиля. Наши выпускники по окончании колледжа получают специальность учителя и дополнительно несколько рабочих профессий (имеется 20 наименований специализаций). Перечень специализаций включает профессии рабочих, которые востребованы на республиканском и муниципальных рынках труда. УЬУЙААНами руководят мастера, которые работают по принципу дуального образования. Они приобщают студентов или школьников к различным видам традиционных и нетрадиционных занятий народов РС(Я), воспитывают своих преемников. Мастер работает по договору с учреждением образования. После завершения учебной программы студент аттестуется и получает удостоверение «мастер». Содержание УЬУЙААНов имеет три компонента: теория (развитие интеллектуального уровня через содержание и познание в рамках конкретных программ профессионального начального образования); практика (реальная практическая причастность в усвоении профессиональной начальной подготовки); деятельность (активные формы трудовой деятельности, направленные на удовлетворение профессиональных интересов ученика). Продукции УЬУЙААНов приносят дополнительный доход, что вносит вклад в финансировании колледжа. 2. Для подготовки педагогических кадров по художественно-эстетическому направлению и функционирования УЬУЙААНов созданы материально-техническая и программно-методическая базы НПК ТиД. 3. Для развития компетентностей, способствующих созданию изделий необходимых для потребителей, социализации, осознанию того, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, патриотизма, инициативы, предприимчивости и творчества мы включили в учебный процесс проектировочную работу студентов, объединяющую теоретические знания и практические умения. Главной методической особенностью осуществления проекта является выполнение изделия или проекта. Технология проектной деятельности требует межпредметную связь, индивидуальную работу с преподавателями различных дисциплин («Декоративно-прикладное искусство», «Основы дизайна», «Материаловедение швейного производства», «Практикум в учебных мастерских», «Техническое творчество» и т.д.), что позволяет реализовать творческий потенциал студента. 4. В основу функционирования модели НПКТиД положен принцип многоуровневости системы непрерывного профессионального образования: 1-й уровень – классы базовых школ, в которых изучают профильные предметы (живопись, рисунок, композиция, дизайн, технология). В этих школах наши мастера ведут элективные курсы, профориентационную работу, проводят семинары, конференции, организуют олимпиады, выставки. Ученики и учителя базовых школ приезжают в НПКТиД для обмена опытом, посещают мастер-классы, получают умения и навыки изготовления изделий народного промысла, которые имеют спрос в родном селе. Следовательно, по приезду они организуют мастерские, цеха для населения, что позволяет создавать рабочие места в некоторых регионах республики. 2-й уровень – подготовка специалистов среднего профессионального образования повышенного уровня. 3 уровень – получение высшего профессионального образования. Сегодня в результате организации уровневого обучения выпускники НПК ТиД имеют возможность продолжить обучение с третьего курса в высших учебных заведениях. Разработаны учебные планы, интегрированные учебные программы по ряду учебных дисциплин, что обеспечило преемственность в содержании образования. 5. На основе развития производства в НПКТиД создается новая форма управления учебным заведением, в котором прямое участие принимают социальные партнеры (руководители школ, предприниматели реального сектора экономики), так как он, также как и администрация колледжа, заинтересованные лица в качественной подготовке педагогических кадров и рабочих профессий. В связи с этим осуществляют финансовую поддержку и предоставляют базу, в которых осуществляется производственное обучение и различные виды практики. Вышеуказанные факторы предполагают внедрение системы дуального обучения в школах республики на основе методической базы и материального обеспечения НПК ТиД, что приведет к созданию Центра базовых школ. Направления деятельности Центра: 1. Работа научно-исследовательской лаборатории по внедрению дуального обучения в республике на основе сетевого взаимодействия со школами; 2. База для прохождения различных видов практики для студентов НПК ТиД. 3. В круглогодичном творческом лагере, школах мастеров, образовательных деревнях организуется совместная работа учащихся, которые проходят краткосрочные курсы по рабочим профессиям, и студентов по разработке проектов с применением технологии проектной деятельности. Разработка проекта прививает учащимся и студентам культуру преобразовательной деятельности (умение приобретать и использовать информацию, находить, организовать, планировать и распределять ресурсы). Готовый проект можно запустить в производство. Создается бизнес-инкубатор, где изготовление проекта изделия разбивается по циклам, каждый цикл выполняется какой-то рабочей профессией. 4. Внедрение сетевого образования в рамках образовательного комплекса по реализации дуального обучения. Таким образом, учащийся осваивает производственный цикл изготовления проекта, способы реализации, учится самостоятельно вести экономический расчет затрат. Мастер, который выучился по программе Школы мастеров, может открыть свое производство. Следовательно, идет расширение производства не только колледжа, но и школ. Тем самым ожидается создание новых и дополнительных рабочих мест в селах республики.
Схема 2. Управление образовательным комплексом
Управление образовательным комплексом мы видим в схеме № 2, где четко видно роли Научно-методического Совета НПК ТиД и Центра базовых школ. Выше перечисленные факторы действительно существуют в колледже, что означает возможность создания образовательного комплекса. Реализация выше охарактеризованного образовательного комплекса позволит: 1. Проведения постоянного мониторинга потребности села и его школы, предприятий для обеспечения гибкого изменения в количестве абитуриентов для подготовки той или иной специальности и функционирования УЬУЙААНов (школы мастеров) в целях получения будущими учителями дополнительной специализации и создания новых рабочих мест с учетом развития экономики села. 2. Добиться сокращения безработицы среди сельского населения путем организации частного сектора экономики, малого предпринимательства, сферы обслуживания населения за счет притока квалифицированных молодых специалистов, обученных по дуальной системе. 3. Содействовать развитию компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии, социализации, осознанию того, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, патриотизма, инициативы, предприимчивости и творчества.
Использованная литература: Концепция дуального образования РС(Я) (от 25 августа 2006 года). Программа развития Намского педагогического колледжа технологии и дизайна имени И.Е. Винокурова на 2009-2013гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Педагогические условия моделирования процесса подготовки будущих учителей технологии в системе «Колледж – ВУЗ». Стручкова А.Е., 2005. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода (на примере подготовки учителей технологии в педколледже)». Никитина Е.В., 2006.
Категория: Статьи преподавателей | Добавил: manchary (16.02.2010) | Автор: Слепцова Надежда Гаврильевна
Просмотров: 2158 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]