Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Организация самостоятельной работы студентов по черчению для реализации практико-ориентированного подхода в обучении

Труд любого учителя, преподавателя в современном обществе должен быть ориентирован, прежде всего, на развитии и воспитании личности студента в процессе реализации практико-ориентированного подхода совместной с ним деятельности, а не просто передачу ему комплекса знаний и умений, зафиксированных в программе по тому или другому учебному предмету.
Для того, чтобы знания студента были мобильными, он должен уметь обрабатывать накопленные знания и уметь их сохранять в оптимальном варианте. Студент должен научиться пополнять свои знания и быть готовым использовать в своей практической деятельности.
Это может быть достигнуто за счет усиления практико-ориентированного подхода, развитие творческих способностей будущих специалистов, опираясь на самостоятельную работу, овладение новыми педагогическими технологиями.
Для совершенствования педагогической деятельности студента мы рассматриваем самостоятельную работу на уроках черчения, как один из эффективных методов обучения по реализации практико-ориентированного подхода. Черчение это один из интереснейших предметов, хотя многие его недооценивают. Необходимо нужно приобщать студентов к графической культуре, понимаемой как совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире.
Самостоятельная работа является одним основных методов обучения, в процессе которого студенты овладевают важнейшей педагогической направленности мышления учителя, например, следует считать его гибкость, альтернативность и креативность, то есть способность находить в конкретных педагогических ситуациях различные варианты их разрешения, умение отыскивать разумный выход из противоречивых.
Рассмотрим особенности самостоятельной работы:
 это графические действия, которые студент выполняет самостоятельно, без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью;
 это самоконтроль - одна из важнейших форм саморегуляции студента. Ожидаемые результаты не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (работает со справочными материалами, с литературой, к дополнительным информациям).
 оценочная деятельность, играющая важную роль самостоятельной работы, это может быть защита проекта, коллективная оценка;
 результат самостоятельной работы это выполнение графических работ, решение занимательной задачи, проектная творческая деятельность, научно-исследовательская деятельность. Ценность результата в том, что студент приходит к ней самостоятельно и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые выполняют самостоятельную работу в совместной деятельности.
Организация и самоорганизация самостоятельной работы по черчению – это действие преподавателя и студента, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При этом учитываются в обязательном порядке с помощью, каких средств, принадлежностей, материалов должны быть выполнены графические работы или трехмерные модели. Учитывается и срок выполнения того или иного задания.
Примерная структура самостоятельной графической работы:
 фрагменты темы или один из разделов черчения, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
 графические задания, направленные на формирование общеучебных умений и навыков;
 задания репродуктивного т творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов.
 формы организации коллективной самостоятельной деятельности
Рассмотрим на примере организации самостоятельной графической работы студентов по черчению, Намского педагогического колледжа технологии и дизайна по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения с дополнительной подготовкой в области технологии и дизайна». Курс «Черчение» изучают три года, в течение 6 семестров.
Схема самостоятельной работы студента по предмету черчения

Самостоятельная графическая работа: выполняется студентами первого, второго и третьего курса.
На первом курсе изучают геометрический раздел по черчению и основы начертательной геометрии. Это основные темы деление окружности на равные части, геометрические построения, сопряжение, взаимное пересечение геометрических тел, технический рисунок и способы оттенения. Творческая проектная работа это составление творческих задач на основные темы геометрического черчения. Работа в основном на формате А3 с различными видами материала.
Содержание самостоятельной работы студентов первого курса:

На втором курсе изучают техническое черчение и машиностроительное черчение. Студенты выполняют и разрабатывают техническую деталь:

На третьем курсе изучают сборочный чертеж и строительный чертеж. Студенты разрабатывают сборочное изделие и проект жилого дома (коллективный проект).
Самостоятельные графические работы выполняются во внеурочное время, по желанию студента с индивидуальной консультацией и советом.
Содержание и направленность самостоятельной работой должны, определятся на основе дифференцированного подхода к способностям и возможностям студентов. Условно студентов каждой учебной группы можно разделить на три подгруппы:
1. Группа с глубокими знаниями по предмету черчение, способностями, готовностью к самостоятельной работе.
2. Группа со средними знаниями, это студенты отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают изучаемый программный материал, легко справляются с однотипными заданиями.
3. Группа не глубокими знаниями по предмету черчение, затрудняются при выполнении проекции детали на плоскость, не имеют графические знания.
Таким образом мы считаем, что самостоятельные графические работы студентов по черчению показывают результат и эффективность работы самого преподавателя и самих студентов. Проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность студента, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому оценивать и анализировать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество и графическую грамотность. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность студента, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
Использованная литература:
1. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., 1997
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972
Категория: Статьи преподавателей | Добавил: manchary (18.02.2010) | Автор: Слепцова Марианна Васильевна
Просмотров: 7975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]