Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Пленэрная практика: методические рекомендации по пленэру (3 год обучения). 1 часть
Документ Без Имени

Введение

Изучение природы и рост живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании учителя изобразительного искусства. Поэтому работа над пейзажем – один из важнейших способов развития и формирования личности будущего учителя изобразительного искусства, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Систематическая работа над пейзажем помогает изучению общих законов композиции, знание которых для учащихся является обязательным, вырабатывает у них индивидуальное видение мира, только им присущие средства и приемы художественной выразительности.
Пленэрная практика в учебном заведении с ориентацией на профессию учителя изобразительного искусства является продолжением учебного курса по рисунку, живописи и композиции и дает практически неограниченные возможности в системе их профессиональной подготовки. Успешная подготовленность будущих учителей к самостоятельной образовательно-воспитательной и учебно-методической деятельности в значительной мере зависит от структуры, содержания, организации методического обеспечения пленэрной практики.
В соответствии со спецификой работы в общеобразовательной школе студенту необходимо знать основные принципы работы на пленэре, владеть умениями и навыками творческой работы, понимать выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник. Развитие этих качеств, а также ряда других, относящихся к воспитательной, организационной работе, может обеспечить выездная пленэрная практика, которая является уникальной школой для будущего педагога, так как охватывает почти все сферы педагогической деятельности и развивает все стороны профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства.
Цель данной методической рекомендации оказать методическую помощь в вопросах организации, содержания и проведения выездной пленэрной практики для студентов 3 курса, преподавателям – руководителям пленэрной (выездной) практики.
Учебная (пленэрная) практика студентов, согласно графику учебного процесса проводится с 1 по 3 курс, после экзаменационной сессии. Общее количество часов пленэрной практики – 280, из них под руководством преподавателя – 210 часов, самостоятельная работа учащихся – 70 часов.
Пленэрная практика на 3 курсе предусматривает: общее количество часов – 112, из них под руководством преподавателя – 84 часа, самостоятельная работа студента – 28 часов (пленэрная практика на 3 курсе проводится в течении 14 дней, в день по 6 часов под руководством преподавателя, 2 часа - СРС).

1. Административно – хозяйственная организация пленэрной практики
1.1. Функциональные обязанности руководителя пленэрной практики
Активность и творческая целеустремленность студентов, успех работы над практическими заданиями, результативность пленэрной практики зависит от деятельности руководителя пленэра.
Функциональные обязанности руководителя пленэрной практики:

  • Организующая функция:
  • Руководить транспортировкой учебного оборудования, хозяйственного инвентаря и следить за посещаемостью и учебной деятельностью студентов;
  • Управлять административно – хозяйственной частью практики;
  • Планировать и координировать самоуправленческую деятельность студентов;
  • Проводить здоровьесберегающие мероприятия;
  • Проводить беседу и контроль над соблюдением техники безопасности и пожарной безопасности
  • Обучающая функция:
  • Осуществлять выполнение студентами заданий в соответствии с темами программы по пленэрной практике;
  • Обучать основным принципам работы на пленэре;
  • Соблюдать дидактическую последовательность освоения учебного материала;
  • Проводить практические занятия со студентами;
  • Перед началом выполнения каждого задания проводить краткую беседу - сообщение студентам основных сведений о предстоящей работе;
  • Контролировать выполнение студентами практической работы;
  • Проводить групповые и индивидуальные консультации;
  • Проводить текущие просмотры практической работы;
  • Во время итогового просмотра оценивать работы студентов с обсуждением ошибок или положительных сторон выставленных работ
  • Воспитывающая функция:
  • Заботиться о здоровой психологической атмосфере в группе (предупреждать и устранять разногласия, оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);
  • Контролировать занятость студентов в свободное время;
  • Оказывать методическую помощь или участвовать в организации досуга студентов;
  • Контролировать исполнение постоянных или временных обязанностей студентов

Кроме того, руководителю практики рекомендуется писать этюды, делать наброски и зарисовки, наряду со студентами.

Обязательная документация руководителя пленэрной практики
Перед пленэрной практикой руководитель пленэра обязан предоставить заведующему практикой на утверждение:

  • Список студентов, выезжающих на пленэрную практику;
  • Рабочую программу по выездному пленэру;
  • Инструктаж по технике безопасности, подписанный студентами, выезжающими на пленэрную практику.

В конце пленэрной практики, на отчете по проведенной практике, руководитель пленэра должен предоставить:

  • Рабочий план пленэрной практики;
  • Отчет по пленэрной практике в письменном виде.

 

1.2. Планирование организационно – хозяйственной части пленэрной практики
Пленэрная практика для 3 курсов проводится в форме выездной практики на основе специальной учебной или туристической базы (см. Приложение №1). Выезжающая на пленэрную практику группа обеспечивается соответствующим транспортом.
Перед отъездом на пленэр обязательно проводится собрание с куратором и со студентами группы. В основные пункты собрания входят:

  • уточнение списка отъезжающих и списка отсутствующих;
  • ознакомление студентов с общим объемом практических заданий;
  • ознакомление студентов с местом проведения выездного пленэра;
  • оглашение списка необходимых в практике вещей личного пользования (см. Приложение №2)
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Организация пленэрной практики включает в себя:

  • Организационно – хозяйственную деятельность.
  • Составление рабочих планов на период практики.

1.2.1. Основные виды деятельности участников пленэрной практики
1. Организационно – хозяйственная деятельность
Для налаженной жизнедеятельности студентов группы и руководителя практики, а также выполнения учебной программы пленэрной практики следует избрать актив группы (староста группы, учебный, санитарный, хозяйственный, спортивный, культурно-массовый сектора) или если они уже избраны и работают, привлечь к активному сотрудничеству (см. Приложения №3).

Виды деятельности

Содержание деятельности

Ответственные

Организационно – хозяйственная деятельность до начала пленэрной практики

1.

Соблюдение санитарных требований

Обеспечить требуемый набор необходимых медикаментов, для оказания первой медицинской помощи (см. Приложение №4)

- руководитель пленэрной практики
- санитарный сектор

2.

Обеспечение спальными принадлежностями

Спальные принадлежности (матрасы, ватные одеяла, постельное белье, раскладушки) предоставляются из склада НПКТ и Д

- руководитель пленэрной практики
- хозяйственный сектор

3.

Обеспечение питания        

Заведующий столовой, предоставляет продукты питания, с расчетом на количество студентов - практикантов и количество дней практики
При необходимости, по согласованию, заведующий столовой предоставляет посуду, предназначенную для приготовления пищи

- руководитель пленэрной практики
- староста группы
- хозяйственный сектор

Организационно – хозяйственная деятельность во время пленэрной практики

1.

Размещение

Разместить студентов по отведенным спальным помещениям или местам
Распределить спальные принадлежности между студентами

- руководитель пленэрной практики
- староста группы
- хозяйственный сектор

2.

Обеспечение питания

Уточнить наличие плиты или печи для приготовления пищи
Уточнить наличие посуды, необходимой для приготовления и приема пищи
Распределить продукты по количеству дней практики
Обеспечить требуемые условия хранения продуктов

- представитель принимающей стороны
- руководитель пленэрной практики
- староста группы
- хозяйственный сектор

3.

Установка распорядка дня для студентов

Составить распорядок дня пленэрной практики совместно со старостой группы (см. Приложение №5). При составлении распорядка дня учитывать:
- ранний подъем и ранний отбой;
- время приема пищи (3 раза в день);
- время ночного отдыха студентов;
- отвести время для личных дел и отдыха  студентов, желательно в вечернее время;
- выходных дней во время прохождения практики нет.
Ознакомить студентов с распорядком дня.
Установленный распорядок дня может быть изменен в зависимости от отдельных мероприятий (культурное, спортивное мероприятие, трудовая помощь и т.д.)

- руководитель пленэрной практики
- староста группы

4.

Организация дежурства студентов во время пленэрной практики

Распределить дежурных по дням практики (по 2-3 студента на одно дежурство, желательно один юноша и одна девушка). За время прохождения практики студенты дежурят по 2 раза.
Разъяснить обязанности дежурных (см. Приложение №6).

- руководитель пленэрной практики
- санитарный сектор

5.

Обеспечение санитарно – гигиенических норм

Помывку производить в зависимости от материальной базы принимающей стороны, но не реже 1 раза в неделю.
Стирку личных вещей производить в свободное время.
Указать место утилизации сухого мусора.

- руководитель пленэрной практики
- староста группы
- санитарный сектор

6.

Организация генеральной уборки территории

Разъяснить обязанности студентов во время генеральной уборки.
Распределить студентов по объектам.

- руководитель пленэрной практики
- староста группы
- санитарный сектор
- хозяйственный сектор

1.2.2. Составление плана работы на период практики
Рабочий план на период пленэрной практики составляется руководителем пленэрной практики и представителем выездной стороны. Рабочий план (см. Приложение №7) составляется в форме:

Виды деятельности

Время

Место проведения

Содержание

Ответственные

 

 

 

 

 

 

В виды деятельности входят:

  1. Установочное собрание;
  2. Выполнение программы пленэрной практики;
  3. Работа со школьниками (участниками лагеря, кружка и т.д.) (см. Приложение №8);
  4. Культурно - спортивные мероприятия (см. Приложение №9);
  5. Трудовой десант студентов на базе принимающей стороны (см. Приложение №10);
  6. Выезды или пешие выходы за пределы территории лагеря, села и т.д. (см. Приложение №11);
  7. Выставка на базе принимающей стороны (см. Приложение №10);
  8. Отчет по пленэрной практике.

1.3. Инструкция по ТБ и ПБ
Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности проводится перед выездом студентов непосредственно на пленэрную практику. Инструктаж включает в себя лекцию о правилах безопасности жизнедеятельности, правилах пожарной безопасности и т.д.

1. Общие требования безопасности:
1.1. К пленэрной практике допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
1.2. При проведении пленэрной практики соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
1.3. При проведении пленэра возможно воздействие на его участников следующих опасных факторов:
- изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
- потертости ног при неправильном подборе обуви;
- травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
-  заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
1.4. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения пленэра и правил личной гигиены.
1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж.

2. Требования безопасности перед проведением пленэра:
2.1. Пройти  соответствующую подготовку, инструктаж.
2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.
2.3. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

3. Требования безопасности во время проведения пленэра:
3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
3.2. Во время перерывов в практической работе во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
3.3. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.4. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
3.5. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
3.6. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя пленэра об ухудшении состояния здоровья или травмы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
4.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации.

5. Требования безопасности по окончании пленэра:
5.1. Проверить по списку наличие обучающихся в группе.
5.2. Проверить наличие снаряжения.
5.3. Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Общие требования пожарной безопасности.
1. Территория проживания участников пленэра должна постоянно содержаться в чистоте.
2. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
3. Расстановка мебели и оборудования в спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения.
4. В зданиях запрещается:
- использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи, за исключением специально оборудованных помещений;
- обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими материалами;
- применять для освещения свечи, керосиновые лампы, фонари;
- производить уборку помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
5. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах.

После лекции проводится обязательный сбор подписей студентов, прослушавших инструктаж.

 

Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.12.2012) | Автор: Жиркова Анна Николаевна
Просмотров: 3712 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]