Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Пленэрная практика: методические рекомендации по пленэру (3 год обучения). 2 часть
Документ Без Имени

2. Содержание пленэрной практики
2.1. Цели и задачи пленэрной практики
Целью пленэрной практики является закрепление и углубление знаний и навыков по рисунку, живописи и композиции, дальнейшее совершенствование владения изобразительными средствами, развитие творческой активности, творческих способностей, художественных потребностей и инициативы студентов.
Задачи практики:

  • формирование основ профессионально – художественного восприятия пейзажа;
  • развитие пространственной ориентации и пространственного мышления, способности воспринимать натуру в трехмерном пространстве и изображать ее на двухмерной изобразительной плоскости;
  • развитие зрительной памяти, целостного восприятия натуры с учетом общего тонального и цветового состояния освещенности.

Большую роль в пленэрной практике имеет воспитательная работа руководителя практики, целью которой является формирование мировоззрения, ориентация интересов, целей и ценностей в сфере познания и продуктивной профессиональной деятельности и которая ставит перед собой задачи:

  • воспитание нравственного отношения к окружающей действительности;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание настойчивости, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

Требования к уровню подготовки студента по итогам пленэрной практики
В результате прохождения пленэрной практики учащиеся должны знать:

  • особенности содержательно – эмоционального и пластического решения мотива в зависимости от выбора точки зрения, формата листа, трактовки характера, усиления или подчеркивания какой-либо детали в изображении и т.п.;
  • композиционные составляющие изображения и их взаимосвязь (выбор мотива, выбор формата, трактовка предметов и пространства в изображении, восприятие цветовых отношений в натуре, передача состояния в мотиве).

Должны уметь:

  • сознательно использовать возможности композиции;
  • передавать состояние (настроение) выбранного мотива;
  • цельно воспринимать объекты и находить большие цветовые отношения;
  • использовать различные техники и материалы, которые предусмотрены программой;
  • уметь самостоятельно анализировать свою работу и исправлять недостатки.

2.2. Тематическое планирование пленэрной практики
Последовательность построения практической части пленэрной практики
Практическая часть пленэра решает следующие задачи:

  • обеспечить комплексную и многостороннюю подготовку будущего специалиста, включив в нее систему знаний по пленэру;
  • направить работу студентов на последовательное и многостороннее изучение пейзажной живописи, специфики и технологий;
  • подготовить их к выполнению дипломной работы и творческим установкам в профессиональной деятельности.

Практическая часть пленэрной практики проводится в следующей последовательности:

  • обзорные лекции;
  • определение цели, задач, содержания упражнений и заданий;
  • экскурсия;
  • задания на «наблюдение»;
  • практические занятия.

Начинают работы с краткосрочных этюдов и зарисовок.

Основные виды учебной работы на пленэре
Основными видами учебной работы на пленэре являются набросок с натуры, зарисовка, этюд и итоговая композиция.
Этюд (франц., «изучение») – художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения. Различают два основных вида этюда:

  • Краткосрочный этюд – выработался исходя из насущных нужд творческой практики. Он призван запечатлеть:

а) состояние природы;
б) главные колористические отношения.

  • Длительный этюд. В его задачи входит:

а) глубокое изучение натуры;
б) детальная характеристика слагающих пейзаж частей.
Работа должна вестись параллельно над этюдами разнообразного характера. Общие рекомендации по обучению студентов живописи этюда даны в приложении (см. Приложение №12).
Набросок – рисунок небольших размеров, исполненный быстро и бегло. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов. Набросок может исполняться и без натуры, по памяти.
Зарисовка – рисунок с натуры. В отличие от близкого по техническим средствам наброска, зарисовки более тщательно разрабатываются и длительны по времени.
Итоговая композиция. В конце пленэрной практики студенты на основе базовых знаний и умений, накопленного материала (наброски, этюды) выполняют эскиз тематической пейзажной композиции, основной целью которой является применение полученных знаний.

Тематический план пленэрной практики

Наименование разделов и тем

Максим.
учебная
нагрузка
студента

Практическая работа
под
руководством
преподавателя

СРС

Количество
практических
работ

1.

Наброски

14

8

6

15

1.1

Наброски животных и птиц в различных движениях и ракурсах

6

4

2

6

1.2

Наброски фигуры человека

8

4

4

9

2.

Зарисовки

24

21

3

15

2.1

Зарисовки растений, деревьев, ветвей, стволов, фрагментов пейзажа и т.д.

5

3

2

4

2.2

Зарисовки архитектурных мотивов, исторических строений

4

4

-

2

2.3

Зарисовки рельефа естественного происхождения

4

4

-

2

2.4

Зарисовки пейзажных мотивов с глубоким пространством

3

3

-

2

2.5

Зарисовки деревенского пейзажа с фигурами людей

6

6

-

3

2.6

Зарисовки транспорта и техники

2

1

1

2

3.

Краткосрочные этюды

25

17

8

15

3.1

Этюды быстроменяющихся состояний природы

6

4

2

4

3.2

Этюды при различных условиях освещения

6

4

2

4

3.3

Этюды характерных признаков данной местности

5

3

2

2

3.4

Этюды деревенского пейзажа

6

5

1

3

3.5

Тематические этюды не позирующих, движущихся фигур

2

1

1

2

4.

Длительные этюды

39

32

7

15

4.1

Этюды пейзажа с отражением в воде

8

6

2

4

4.2

Этюды рельефа естественного происхождения

3

3

-

2

4.3

Этюды деревенского пейзажа

8

6

2

3

4.4

Этюд пейзажа с глубоким пространством

8

6

2

3

4.5

Панорамные этюды

6

5

1

2

4.6

Этюд фигуры человека при солнечном освещении.

6

6

-

1

5.

Итоговая композиция по мотивам пленэрной практики

10

6

4

1

 

                                                         Итого:

112

84

28

60

Содержание тем пленэрной практики

1. Наброски
Материалы: бумага, картон, карандаш, мягкий материал, тушь, перо.
1.1. Наброски животных и птиц в различных движениях и ракурсах
Задачи:
- наблюдение натуры в движении;
- передача характерного строения, пропорций тела животного или птицы;
- выявление в набросках главной линии фигур животных, их характерного облика, типичных особенностей;
- выявление пластической связи с окружающим пространством;
- передача фактуры оперенья или шерстного покрова;
- передача характера животного или птицы при помощи разнообразной техники исполнения;
- создание образной выразительности сюжета;
- развитие навыков рисования по памяти на основе предыдущих впечатлений.
1.2. Наброски фигуры человека
Задачи:
- изучение натуры и ее взаимосвязи с окружающей средой;
- компоновка одной или нескольких фигур на формате;
- нахождение основных пропорций;
- передача характерных особенностей модели, ее движения и пластики;
- передача формы линией, тоном;
- передача особенностей освещения;
- создание образной выразительности сюжета.
2. Зарисовки
Материалы: бумага, картон, карандаш, мягкий материал, тушь, перо.
2.1. Зарисовки растений, деревьев, ветвей, стволов, фрагментов пейзажа и т.д.
Задачи:
- анализ пропорций природных форм;
- передача движения;
- развитие умения видеть и изображать линией и тоном характерные особенности различных растений, пород деревьев, лесного массива и т.д.;
- передача материальности.
2.2. Зарисовки архитектурных мотивов, исторических строений
Задачи:
- развитие и закрепление знаний о перспективе;
- изучение взаимосвязи линейной и воздушной перспективы при изображении архитектурных элементов;
- передача соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли;
- выявление характерных тоновых контрастов натуры при изображении архитектурного мотива в связи с окружающим ландшафтом;
- умение определять источник освещения и строить падающие тени;
- создание образной выразительности сюжета;
- развитие эстетического вкуса.
2.3. Зарисовки рельефа естественного происхождения
Задачи:
- изучение принципов пластической и тональной взаимосвязи;
- выработка навыков изображения крупномасштабных объектов с учетом их структуры и направления световых лучей по рельефу поверхности;
- создание рефлексной взаимосвязи;
- выявление тоном характерных особенностей определенного типа рельефа.
2.4. Зарисовки пейзажных мотивов с глубоким пространством (рисунок дороги, улицы, мотив с рекой)
Задачи:
- наблюдение и выявление взаимосвязи линейной и воздушной перспективы;
- выявление пространства;
- передача характерных особенностей местности;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона;
- решение пространственных отношений, перспективного сокращения земли;
- создание образной выразительности сюжета.
2.5. Зарисовки деревенского пейзажа с фигурами людей
Задачи:
- изучение взаимосвязи линейной и воздушной перспективы;
- умение находить пропорциональные соотношения строений и фигур людей;
- передача освещения;
- умение определять источник освещения и строить падающие тени;
- решение пространственных отношений;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона;
- создание образной выразительности сюжета.
2.6. Зарисовки транспорта и техники
Задачи:
- закрепление практических навыков линейно-конструктивного рисунка с натуры;
- передача освещения;
- создание образной выразительности сюжета.
3. Краткосрочные этюды
Материалы:
а) бумага, картон, акварельные, гуашевые краски, кисти беличьи;
б) для масляной живописи: холст на подрамнике, холст на картоне, картон, масляные краски, палитра, разбавитель, щетинные кисти.
3.1. Этюды быстро меняющихся состояний природы
Задачи:
- формирование навыков наблюдения общего тонового и цветового состояния пейзажа;
- передача наиболее общих отношений в этюде на основе сравнительного анализа натуры;
- решение пространственных отношений;
- выявление колористических связей планов и общего цветового состояния;
- передача различных состояний природы;
- создание образной выразительности сюжета.
3.2. Этюды при различных условиях освещения
Задачи:
- выявление общего композиционно-цветового решения;
- передача условий освещения;
- восприятие и передача основных тоновых отношений пейзажа;
- нахождение и передача основных цветовых отношений;
- выявление колористических связей планов и общего цветового состояния;
- определение общего цвета освещения как основы создания гармоничного цветового строя;
- достижение колористического единства;
- восприятие натуры как целостного образа.
3.3. Этюды характерных признаков данной местности
Задачи:
- изучение взаимосвязи линейной и воздушной перспективы;
- нахождение наиболее выразительных сочетаний объемов;
- передача характерных особенностей местности;
- решение пространственных отношений.
3.4. Этюды деревенского пейзажа
Задачи:
- развитие и закрепления знаний о перспективе;
- изучение взаимосвязи линейной и воздушной перспективы;
- умение находить пропорциональные соотношения строений и фигур людей;
- умение определять источник освещения и строить падающие тени;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона и цвета;
- передача характерных особенностей местности;
- решение пространственных отношений.
3.5. Тематические этюды не позирующих, движущихся фигур
Задачи:
- изучение натуры и ее взаимосвязи с окружающей средой;
- компоновка одной или нескольких фигур на формате;
- нахождение основных пропорций;
- передача характерных особенностей модели, ее движения и пластики;
- передача основных цветовых отношений;
- передача особенностей освещения;
- создание образной выразительности сюжета.
4. Длительные этюды
Материалы:
а) бумага, картон, акварельные, гуашевые краски, кисти беличьи;
б) для масляной живописи: холст на подрамнике, холст на картоне, картон, масляные краски, палитра, разбавитель, щетинные кисти
4.1. Этюды пейзажа с отражением в воде
Задачи:
- совершенствование  знаний и навыков целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе;
- изучение особенностей передачи отражения в воде;
- передача материальности;
- передача основных цветовых отношений;
- создание цветовой рефлексной взаимосвязи;
- достижение колористического единства.
4.2. Этюды деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, долины, ущелья, речные берега и т.д.)
Задачи:
- изучение принципов пластической и цветовой взаимосвязи;
- выработка навыков изображения крупномасштабных объектов с учетом их структуры и направления световых лучей по рельефу поверхности;
- создание цветовой рефлексной взаимосвязи;
- выявление тоном и цветом характерных особенностей определенного типа рельефа.
4.3. Этюды деревенского пейзажа
Задачи:
- развитие и закрепления знаний о перспективе;
- изучение взаимосвязи линейной и воздушной перспективы;
- умение находить пропорциональные соотношения строений и фигур людей;
- умение определять источник освещения и строить падающие тени;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона и цвета;
- решение пространственных отношений;
- передача характерных особенностей местности;
- передача колористического единства.
4.4. Этюд пейзажа с глубоким пространством (рисунок дороги, улицы, мотив с рекой)
Задачи:
- выявление пространства;
- передача характерных особенностей местности;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона и цвета;
- решение пространственных отношений, перспективного сокращения земли;
- создание образной выразительности сюжета.
4.5. Панорамные этюды
Задачи:
- выявление пространства;
- передача характерных особенностей местности;
- передача соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли;
- передача плановости предметов в пространстве средствами тона и цвета;
- решение пространственных отношений, перспективного сокращения земли;
- выявление колористических связей планов и общего цветового состояния;
- определение общего цвета освещения как основы создания гармоничного цветового строя;
- достижение колористического единства;
- создание образной выразительности сюжета.
4.6. Этюд фигуры человека при солнечном освещении.
Задачи:
- изучение натуры и ее взаимосвязи с окружающей средой;
- изучение принципов пластической и цветовой взаимосвязи;
- компоновка одной или нескольких фигур на формате;
- нахождение основных пропорций;
- передача характерных особенностей модели, ее движения и пластики;
- выявление живописно – пластической связи фигуры с окружающим пространством;
- лепка формы цветом;
- передача основных цветовых отношений;
- создание цветовой рефлексной взаимосвязи;
- передача особенностей солнечного освещения;
- достижение колористического единства;
- создание образной выразительности сюжета.
5. Итоговая композиция по мотивам пленэрной практики
Материалы:
а) бумага, картон, акварельные, гуашевые краски, кисти беличьи;
б) для масляной живописи: холст на подрамнике, холст на картоне, картон, масляные краски, палитра, разбавитель, щетинные кисти.
Задачи:
- сделать несколько эскизов жанровой сцены по мотивам окружающей действительности;
- уметь использовать наброски, зарисовки, этюды для работы над композицией;
- соблюдать последовательность работы над композицией;
- утвердить окончательный эскиз у преподавателя;
- выполнить композицию на большом формате в цвете.

 

Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.12.2012) | Автор: Жиркова Анна Николаевна
Просмотров: 3577 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]