Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Пленэрная практика: методические рекомендации по пленэру (3 год обучения). 3 часть

2.3. Примерные ошибки студентов при выполнении заданий на пленэре
Если при проведении практических занятий и консультаций, руководителем пленэра были замечены типичные для большинства студентов недостатки, то необходимо незамедлительно проанализировать причины их возникновения и устранить.
Наиболее распространенными из ошибок являются следующие:

  • случайность выбора мотива;
  • неопределенность композиционного построения по отношению к формату;
  • дисгармония основных отношений: неба, земли и воды;
  • шаблонность в применении одного технического приема;
  • незавершенность работы с натуры на первом плане и излишняя детализация дальнего плана, контрастное решение второстепенных деталей на краях этюда;
  • отсутствие доминирующего цвета в этюде, изолированность цвета предметов от окружающей среды;
  • перенасыщение цветовых отношений, много открытого цвета, взятого без учета освещения световоздушной среды;
  • при работе акварелью – чрезмерное употребление воды (размывы тона);
  • при работе гуашью – активное употребление белил (забелы).

2.4. Средства измерения профессиональной компетентности студента
Отчет студента по пленэрной практике
Средством измерения профессиональной компетентности студентов является отчет по пленэрной практике. Отчет о прохождении пленэрной практики состоит из двух частей:
I.  Итоговый просмотр практической работы, включающий в себя:

  • выставку учебно – творческих работ студентов, выполненных во время практики;
  • обсуждение работ комиссией, в которую входят опытные преподаватели – художники, заведующий практикой, заведующий Художественно – графическим отделением;
  • выставление оценки за учебно – творческие работы студентов;
  • отбор удачных этюдов и набросков для пополнения методического фонда.

II. Итоговая конференция, состоящая из:

  • отчета группы, проходившей пленэр, в виде буклета с фотографиями и текстом, отражающими основные мероприятия, события пленэрной практики;
  • слайдовой презентации;
  • выступления представителей группы.

От качественной работы комиссии зависит профессиональная подготовка специалиста, так как на таких отчетах студенты набирают опыт по организации и проведению пленэра в школе. На основе анализа и комплексной оценки работ, делается вывод о сформированности специальной компетентности студентов.

2.4.2. Критерии выставления оценок на итоговом просмотре
Практические работы оцениваются по 5-бальной системе.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется, если:

  • представлено минимальное количество практических работ;
  • форматы определены без учета характера композиции наброска, зарисовки, этюда или обнообразны;
  • не соблюдены масштабы предметов и форм по отношению друг к другу;
  • не соблюдены правила линейной или свето-воздушной перспективы;
  • тоновое или цветовое решение несоответствует натуре;

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется, если:

  • представлено требуемое количество практических работ;
  • форматы определены с учетом характера композиции наброска, зарисовки или этюда;
  • в ходе работы над набросками, зарисовками и этюдами выбраны не самые удачные решения композиции;
  • соблюдены масштабы предметов и форм по отношению друг к другу;
  • неубедительна трактовка линейной и свето-воздушной перспектив;
  • слабая проработка тонового или цветового решения;
  • неясное обозначение настроения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется, если:

  • представлено требуемое количество практических работ;
  • форматы определены с учетом характера выполняемых композиций и разнообразны;
  • продемонстрировано умение самостоятельного построения композиции в набросках, зарисовках и этюдах;
  • соблюдены масштабы предметов и форм по отношению друг к другу;
  • соблюдены правила линейной и свето-воздушной перспективы;
  • определен общий ритмический строй наброска, зарисовки или этюда;
  • использованы различные графические и живописные материалы для достижения выразительности набросков, зарисовок и этюдов;
  • интересна тематика набросков, зарисовок и этюдов;
  • найден общий тоновой и цветовой строй;
  • передано общее впечатление от натуры;
  • присутствует убедительная передача настроения.

Оценка 5 (отлично) выставляется, если:

  • соблюдены все требования;
  • использованы различные графические и живописные материалы для достижения выразительности набросков, зарисовок и этюдов;
  • организован колористический строй этюда;
  • натура в работах изображена пластически выразительно;
  • обширна и интересна тематика набросков, зарисовок и этюдов;
  • присутствует острая, убедительная передача настроения;
  • убедительно созданы типичные черты реальной действительности;
  • использованы наиболее выразительные средства для передачи образов;
  • полностью раскрыты образы.

 

Заключение
У студентов, проходящих практику, отсутствие навыков работы в условиях пленэра во много раз усложняет задачу обучения живописи пейзажа. На пленэре студенты поставлены в совершенно иные, отличные от аудиторных, специфические условия работы. Пространственные переходы, панорамность воспринимаемого окружения, обилие света, цвета и ряд других особенностей ставят его в затруднительное положение. Студенту необходимо перестроится от характера работы в условиях мастерской, где учебная постановка имела свою композиционную завершенность, устоявшиеся размеры и определенный уровень горизонта, к характеру работы в условиях пленэра, переосмыслить наработанные ранее в условиях аудитории определенные навыки, установки и приемы живописи.
После изучения проблем организации пленэрной практики нами сделаны следующие выводы:
I. Процесс формирования специальной компетентности будущего учителя изобразительного искусства проходит несколько этапов:
1. накопление знаний и выработку практических умений, необходимых для дальнейшей успешной реализации в профессии;
2. формирование творческого потенциала и совершенствование полученных умений;
3. творческая самореализация.
II. Недооценка роли пленэрной практики в формировании специальной компетентности отрицательно сказывается на подготовке студентов по рисунку, живописи и композиции.
III. Роль пленэрной практики в формировании специальной компетентности студента очень значима, ведь изобразительная деятельность в условиях пленэра носит творческий характер, так как всегда предполагает проблемную ситуацию, необходимость создания нового, своего, оригинального, никогда не существовавшего произведения.
IV. Студент, обладающий специальной компетентностью, проявляющий живой и постоянный интерес к общению с прекрасным, будь то пейзаж или произведение искусства, в скором будущем будет способен на более высоком методическом уровне, уже как учитель изобразительного искусства, проводить свои уроки.
V. Возможности самореализации студента во время прохождения пленэрной практики неограниченны, начиная от освоения учебной программы, работы с детьми, до организаторской или выставочной деятельности.
VI. Как будущему учителю изобразительного искусства, студенту необходимо знать основные принципы работы на пленэре, владеть умениями и навыками творческой работы, понимать выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник.
VII. Важно отметить, что для эффективной реализации пленэрной практики в контексте деятельностно-компетентностного подхода необходимо разработать модель системы оказания помощи в профессиональном становлении в образовательных учреждениях среднего специального образования.
Таким образом, специальная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, качество развивающееся. Так как процесс профессионального формирования не завершается с окончанием образовательного учреждения, он неопределен во времени и продолжается всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Основная:

  1. Аксенов Ю.Г. Пейзаж// Изобразительное искусство в школе. 2007. №4.
  2. Беда Г.В. Живопись: учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
  3. Бурденюк Е.В. Работа над пейзажем// Изобразительное искусство в школе. 2007. №4.
  • Жданова Н.С. Перспектива: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.: ил.
  1. Живопись: Кн. Для учащихся/ Сост. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. – М.: Просвещение, А.О. «Учебная литература», 1995. – 192 с.: ил.
  2. Живопись: Учеб. пособие для вузов / Н.П.Бесчастнов, В.Я.Кулаков, И.Н.Стор и др. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 256 с.: ил.
  • Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
  • Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1997. – 271 с.: ил.
  • Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 232 с.
  1. Лейзеров И.М. Зарисовки и наброски с натуры// Изобразительное искусство в школе. 2007. №4.
  2. Макарова М.Н. Перспектива: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по худож.-граф. спец. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.: ил.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил.
  • Основы перспективы и композиции: шаг за шагом: пер. с англ.- О-75 М.: АСТ: Астрель, 2006. -32 с.: ил.
  • Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А.М.Серова. М., «Просвещение», 1975. -271 с. с ил.
  • Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. Для студентов худож.-граф.   фак.пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, Владос, 1995.-239 с.: ил.
  1. Соколинский В.М. Натурный этюд в живописи пейзажа// Изобразительное искусство в школе. 2008. №3.
  2. Соколинский В.М. Пленэрная практика в общеобразовательной школе// Изобразительное искусство в школе. 2003. №3.
  3. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
  4. Яшухин А.П. Живопись: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с., ил.
Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.12.2012) | Автор: Жиркова Анна Николаевна
Просмотров: 3412 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]