Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Пленэрная практика: методические рекомендации по пленэру (3 год обучения). Приложения
Документ Без Имени

Приложение №1.
Основные базы прохождения учебной (пленэрной) практики:

  • Экологический лагерь «Кэнкэмэ». Туристическая база «Эхо» Управления образования МО «Намский улус».
  • Художественно – эстетический лагерь «Палитра». Чаранская СОШ им.В.Н.Мигалкина (базовая школа с профильным обучением). Усть-Алданский улус.
  • Бетюнская СОШ (базовая школа). Амгинский улус.
  • Стационарный лагерь «Саhар5а». Намский улус, село Модутцы.
  • Оздоровительный лагерь «Уунэр». Намский улус, село II-Хомустах, КХ «Ширяев».       

                                                                                          
Приложение №2.
Перечень необходимых для каждого студента – практиканта вещей личного пользования


Вещи личного пользования

Требования

1.

Учебные принадлежности

 

- этюдник;
- планшет (папка);
- бумага (ватман, акварельная, фактурная, тонированная и др.);
- картон (тонкий, толстый и др.);
- холст на картоне;
- подрамники с натянутым холстом;
- карандаши, мягкий материал (уголь, сангина, сепия, пастель и т.д.), фиксатор;
- тушь, перо;
- кисти (беличьи, щетинные);
- краски (акварель, гуашь, масляные краски);
- палитра (пластиковая для гуаши, деревянная для масляных красок);
- разбавители, лаки для масляной живописи;
- резак, кнопки, зажимы, клей, стирательная резинка.

Для успешной работы в любой технике на пленэре необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • необходимое количество учебных принадлежностей;
  • портативность оборудования и материалов;
  • простота технологии нанесения материалов на основу;
  • обеспечение сохранности этюдов и зарисовок.

2.

Экипировка

 

- головные уборы: шляпа от солнца, шапка вязаная.
- одежда: смена белья, носки, колготы, футболки, рубашки и т.д.
- теплые вещи: куртка, шарф или платок, перчатки, свитеры, рейтузы и т.д.
- обувь: теплые ботинки, резиновые сапоги, кроссовки, тапочки.
- плащ – дождевик.

Выбор одежды зависит от времени года (в данном случае - осень).
Одежда на пленэре должна быть:

  • теплая, удобная для работы;
  • не маркая, хорошо отстирываемая;
  • однотонная и сдержанная по цвету (если одежда ярких цветов, то во время работы с натуры на палитру и картинную плоскость могут попадать рефлексы от одежды).

3.

Предметы личной гигиены

 

- мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, мочалка;
- прокладки;
- туалетная бумага;
- таз, стиральный порошок.

Предметы гигиены должны быть у студента - личными.

4.

Личная посуда

 

- чашка (кружка);
- ложка;
- вилка;
- тарелка (суповая);
- нож.

Посуда должна быть не бьющейся (пластиковой или железной).

5.

Личная аптечка

 

- лекарства, необходимые лично для студента;
- средство защиты комаров и мошек;
- средства от укусов кровососущих насекомых.

Лекарства и другие средства  должны иметь не истекший срок годности.

6.

Походный инвентарь

 

- рюкзак или большая сумка;
- складной стул;
- зонт.

Походный инвентарь должен:

  • находиться в полной исправности;
  • иметь запасные детали для ремонта при поломке.

7.

Предметы, обеспечивающие досуг

 

- печатная продукция: книги, журналы, газеты, кроссворды, и т.д.
- спортивный инвентарь: шашки, шахматы, мячи разных размеров, ракетки, волан

Спортивный инвентарь должен:

  • находиться в полной исправности;
  • иметь запасные детали для ремонта при поломке.

 

Приложение №3.
Обязанности актива группы


Должность

Обязанности

1.

Староста

  • Помогает руководителю пленэра в организации жизни и работы коллектива в период практики.
  • Организует и следит за работой актива группы.

2.

Учебный сектор

  • Помогает руководителю в организации практических занятий со студентами.
  • Отвечает за посещение студентами практических занятий.
  • Контролирует работу студентов со школьниками.
  • Организует выставки:

- на базе принимающей стороны;
- на итоговом просмотре.

3.

Хозяйственный сектор

  • Помогает руководителю в организации и выполнении хозяйственной деятельности на пленэрной практике.
  • Контролирует работу студентов во время оказания практической помощи принимающей стороне.

4.

Санитарный сектор

  • Составляет график дежурства.
  • Следит за выполнением обязанностей дежурными.
  • Следит за обеспечением условий для помывки и стирки.
  • Организует работу группы во время генеральной уборки территории.

5.

Культмассовый сектор

  • Организует культурно-массовые мероприятия любого уровня.

6.

Спортивный сектор

  • Организует спортивные мероприятия любого уровня.

 

Приложение №4.
Состав аптечки общего назначения

  •  

Обезболивающие, противовоспалительные

- таблетки анальгина;
- таблетки ацетилсалициловой кислоты.

  •  

Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран

- вата нестерильная, упаковка;
- бинт марлевый, нестерильный;
- бинт марлевый, стерильный;
- раствор бриллиантовой зелени;
- борная кислота.

  •  

Средства при болях в сердце

- нитроглицерин;
- валидол.

  •  

Средства для дезинтоксикации при пищевых отравлениях

- уголь активированный.

  •  

Средства при стрессовых реакциях

- корвалол.

  •  

Антисептические средства

- калия перманганат.

  •  

Средства при изжоге

- натрия гидрокарбонат.

  •  

Медицинские предметы

- ножницы;
- жгут кровоостанавливающий.

 

Приложение №5.
Распорядок дня (примерный):


 

Время

Ответственные

1.

Подъем дежурных.
Умывание.

07.00

руководитель

2.

Приготовление завтрака.

07.10 – 08.00

дежурные

3.

Подъем общий.

07.30

руководитель, дежурные

4.

Умывание, зарядка,
уборка спального места.

07.30 – 08.00

санитарный, спортивный сектор

5.

Завтрак.

08.00 – 08.30

дежурные

6.

Мытье посуды, мытье полов.

08.30 – 11.00

дежурные

7.

Сборы (подготовка снаряжения, материалов к практической работе и т.д.).

08.30 – 09.00

руководитель, учебный сектор

8.

Практическая работа (выполнение заданий, предусмотренных программой пленэрной практики).

09.00 – 12.30

руководитель, учебный сектор

9.

Приготовление обеда.

11.00 – 12.30

дежурные

10.

Обед.

12.30 – 13.30

дежурные

11.

Мытье посуды, уборка территории и другая работа.

13.30 – 16.30

дежурные

12.

Время для отдыха.

13.30 – 14.30

 

13.

Практическая работа (выполнение заданий, предусмотренных программой пленэрной практики).

14.30 – 17.00

руководитель, учебный сектор

14.

Время для выполнения СРС, спортивных, досуговых мероприятий.

17.00 – 18.00

спортивный, культмассовый сектора

15.

Приготовление ужина.

16.30 – 18.00

дежурные

16.

Ужин.

18.00 – 19.00

дежурные

17.

Мытье посуды. Сдача и прием дежурства.

19.00 – 20.00

дежурные, санитарный сектор

18.

Время для выполнения СРС, личных дел, отдыха студентов.

19.00 – 22.00

спортивный, культмассовый сектора,

19.

Отбой.

22.00

руководитель, староста

 

Приложение №6.
Обязанности дежурных


Время исполнения

Обязанности

1

07.00

Подъем дежурных

2

07.00 – 08.00

Приготовление завтрака

3

08.00 – 08.30

Завтрак

4

08.30 – 11.00

Мытье посуды, мытье полов

5

11.00 – 12.30

Приготовление обеда

6

12.30 – 13.30

Обед

7

13.30 – 16.30

Мытье посуды, уборка территории и другая работа

8

16.30 – 18.00

Приготовление ужина

9

18.00 – 19.00

Ужин

10

19.00 – 20.00

Мытье посуды. Уничтожение мусора. Сдача и прием дежурства.

 

Приложение №7.
Рабочий план руководителя пленэрной практики (примерный)


Виды деятельности

Время

Место проведения

Содержание

Ответственные

1

Установочное собрание на месте проведения пленэра

 

 

- определение цели, задач пленэрной практики;
- решение организационно-хозяйственных вопросов.

- представитель принимающей стороны;
- руководитель пленэрной практики;
- староста группы.

2

Выполнение программы пленэрной практики

 

 

- распределение тем рабочей программы по пленэру по дням практики.

- руководитель пленэрной практики.

3

Работа со школьниками (участниками лагеря, кружка и т.д.)

 

 

- закрепление школьников к студентам для совместной деятельности;
- организация совместного досуга.

- представитель принимающей стороны;
- руководитель пленэрной практики;
- учебный сектор.

4

Культурно - спортивные мероприятия

 

 

- перечень культурно-спортивных мероприятий.

- руководитель пленэрной практики;
- кульмассовый и спортивный сектора.

5

Помощь студентов принимающей стороне

 

 

-  перечень помощи студентов принимающей стороне.

 

- представитель принимающей стороны;
- хозяйственный сектор.

6

Выезды или пешие выходы за пределы территории лагеря, села и т.д.

 

 

- работа по темам программы по пленэрной практике;
- культурно-просветительская работа.

- представитель принимающей стороны;
- руководитель пленэрной практики;
- староста.

7

Выставка на базе принимающей стороны

 

 

- совместная выставка участников пленэра (работы студентов, преподавателей, школьников)

- представитель принимающей стороны;
- руководитель пленэрной практики;
- учебный сектор.

8

Отчет по пленэрной практике

 

НПКТиД

- итоговый просмотр;
- итоговая конференция.

- комиссия;
- руководитель пленэрной практики;
- староста.

 

Приложение №8.
Работа со школьниками (участниками лагеря, кружка и т.д.)
Совместная деятельность студентов и школьников проходит в форме шефской работы. К студенту прикрепляют 1-2 школьников, с которыми он проводит примерно половину пленэрной практики (4-5 дней). Продолжительные сроки шефской работы не рекомендуются по причине снижения качества практических работ за счет дополнительной нагрузки студента.
Этапы работы студентов со школьниками:

  • Знакомство студентов (шефов) со школьниками (полшефными).
  • Закрепление школьников к студентам для шефской работы. Шефская работа студента включает в себя:
  • совместную деятельность студента и школьника по выполнению учебной программы пленэрной практики;
  • ответственность студента за качество и итоги обучения подшефного школьника;
  • проведение совместного досуга;
  • совместную выставочную деятельность.
  • Проведение студентами (по желанию, или в зависимости от материальной базы принимающей стороны) мастер – классов для школьников.
  • Подведение итогов шефской работы.

Культурно – массовые мероприятия, проводимые совместно со школьниками:
- «Вечер дружбы»;
- Концерты;
- Массовые игры.

 

Приложение №9.
Культурно - спортивные мероприятия для студентов
Культурно – спортивные мероприятия проводятся по инициативе руководителя практики, старосты, культмассового и спортивного секторов, и строго в свободное от занятий время.
Виды культурных мероприятий:
1. Обязательные культурные мероприятия для студентов:           
- Торжественное открытие пленэра с играми и праздничным ужином;
- Торжественное закрытие пленэра с играми и прощальным ужином.
2. Беседы. Примерная тематика:
- «Я и моя группа» или «Я в группе»;
- «Мои планы на будущее» или «Моя мечта».
3. Тематические мероприятия. Примерная тематика:
- «Мой костер в тумане светит…» (вечер песни);
- «Был такой случай…» (вечер рассказа).
Виды спортивных мероприятий:

  • Соревнования по разным видам спорта: шашки, шахматы, волейбол, баскетбол и т.д.
  • Проведение спортивных эстафет и т.д.

 

Приложение №10.
Трудовой десант и выставка студентов на базе принимающей стороны
Помощь студентов принимающей стороне занимает не более 1 дня практики и предоставляется по мере необходимости. Работами руководит представитель принимающей стороны.
Виды помощи:
- сбор ягод;
- работа в поле (прополка, полив и т.д.);
- создание и установка социально-культурных объектов (оформительские работы, работы по облагораживанию зон отдыха, территории школы, парков и т.д.);
- участие в небольших ремонтных работах.

Выставка
Совместная выставка участников пленэра (студенты, школьники, преподаватели) производится на базе принимающей стороны в конце пленэрной практики.
Работы на выставку отбираются руководителем пленэрной практики и представителем принимающей стороны.
Работы в обязательном порядке оформляются паспарту.
Выставка носит отчетный характер, является подготовкой к итоговому просмотру.

 

Приложение №11.
                Выезды или пешие выходы за пределы территории лагеря, села и т.д.               
Любые выезды или выходы за пределы территории, на которой проходит пленэрная практика, обговариваются заранее, и производятся строго в сопровождении руководителя пленэрной практикой или представителя принимающей стороны (преподавателя). Выезды или выходы за пределы территории сопровождаются предварительными сборами (продукты питания, учебные принадлежности и другие необходимые вещи).
Примерные темы:

  • Практическая работа по темам программы по пленэрной практике;
  • Культурно-просветительская работа, включающая в себя:

- посещение музеев;
- посещение исторически значимых, памятных мест;
- экскурсии к памятникам старины;
- походы к природным памятникам.
                        

Приложение №12.
Общие рекомендации по обучению студентов живописи этюда
Практическая работа студентов над живописью этюда, в период пленэрной практики, является основным видом деятельности и предусматривает следующие этапы обучения:

  • освоение обязательной тематики;
  • выбор мотива пейзажа и точки зрения;
  • выбор формата и размера изображения;
  • выбор линии горизонта и конструктивное построение этюда пейзажа;
  • передача перспективно – пространственных отношений;
  • тональное и цветовое решение этюда;
  • цельность этюда пейзажа;
  • уровень развития практических исполнительских умений обучаемых;
  • использование выразительных возможностей изобразительных материалов;
  • выразительность, образность решения этюда.

1. Освоение обязательной тематики
В период пленэрной практики необходимо выполнить обязательный тематический минимум, предусмотренный программой по пленэрной практике.
2. Выбор мотива пейзажа и точки зрения
Выбирая мотив, необходимо увидеть в природе что-то свое, не увиденное и не написанное другими. Студент должен быть разборчив в выборе мотива. Он должен найти круг своих интересов, симпатий и склонностей, найти свой угол зрения на пейзаж, найти свою тему.
Интересный мотив – это пейзаж, который наиболее и созвучен настроению, в котором находится студент. Или тот, который наиболее полно, ярко выражает характерные черты, образы природы той или иной местности.
Иногда делаются ссылки на то, что вроде бы писать нечего или неинтересно. На это можно дать один ответ – надо иногда заставить себя работать. В процессе творческой работы может появиться интерес, увлеченность.
Полезно выполнить один и тот же мотив с одного и того же места в разные часы дня, в различную погоду: рано утром, при солнце и без солнца. Такие этюды с особой наглядностью обнаруживают достоинства и недостатки вашей живописи и позволяют сделать нужные выводы для дальнейшей работы.
На этом этапе обучения необходимо научить студентов осознавать композиционно – выразительные возможности выбора точки зрения (точка зрения – место, где находится учащийся по отношению к видимым или изображаемым предметам пейзажа) на мотив пейзажа, и видеть мотив композиционно – организованным. Необходимо показать студентам, что выбор мотива и точки зрения на него таят в себе множество творческих возможностей. Правильный выбор точки зрения обеспечивает восприятие наиболее характерных признаков изображаемой формы предметов. Точка зрения в процессе работы над определенным мотивом пейзажа не должна меняться.
3. Выбор формата и размера изображения
Деятельность студентов должна начинаться с освоения формата и размера изобразительной плоскости, умения найти для каждого нового и неповторимого мотива только ему подходящие рамки.
Формат  - форма плоскости, на которой выполняется пейзаж. Форма плоскости обусловлена ее общими очертаниями. В настоящее время пейзажисты отдают предпочтение прямоугольной форме плоскости.
Никогда не следует гнаться за большими размерами этюдов.
4. Выбор линии горизонта и конструктивное построение этюда пейзажа
В процессе обучения рисунку студенты получают знания о законах перспективы и должны уметь применять эти знания в работе над пейзажем. Необходимо расширить знания студентов о выразительных возможностях линии горизонта и научить их применять ее на практике для усиления эмоционального тона работы.
Горизонт – линия горизонта – в живописи пейзажа условная прямая, соответствующая видимому горизонту на ровной открытой местности и служащая для правильного перспективного построения. Воображаемая линия горизонта всегда находится на уровне глаз. В связи с композиционным решением пейзажа горизонт расположенный поблизости от верхнего края изображения называется высоким, он увеличивает горизонтальную плоскость, на которой развертывается пейзажный мотив. Горизонт, расположенный поблизости от нижнего края изображения называется низким, он подчеркивает монументальность и величие объектов пейзажа.
Студенты должны учитывать и намечать линию горизонта в самом начале работы над этюдом.
В ходе подготовительного рисунка предельно конструктивно намечаются границы планов, окончательно определяются пропорции характерных объектов пейзажа.
Конструкция – в пейзажной живописи: сущность, характерная особенность строения любой формы пейзажного мотива в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношения.
В процессе работы над конструктивным построением этюда студенты обучаются делать эскизы не только линейно, но и пятнами, в соотношении тонов.
Следует добиться от студентов такого усвоения навыков конструктивного анализа форм пейзажа, чтобы они не построив и не уяснив конструктивную основу мотива, не приступали к работе цветом.
5. Передача перспективно – пространственных отношений
Для передачи пространства объекты ближних планов пейзажа, благодаря сильно выраженным светотеням изображаются объемно, а объекты дальних планов из-за слабо выраженной светотени следует изображать более плоскими.
Сначала находятся общие отношения переднего и дальних планов, а затем «внутриплановые» отношения – передний план, промежуточные планы, дальний план.
6. Тональное и цветовое решение этюда
Ключевым моментом создания этюда является определение общего тонального и цветового состояния натуры, которое зависит от освещения. Если с самого начала не определился общий характер освещения мотива (которое объединяет различные элементы пейзажа), то в дальнейшем будет трудно рассчитывать на успешную организацию тонального и цветового строя всего изображения. В зависимости от расположения источника света и освещенного объекта пейзажа, можно выделить следующие типы освещения: фронтальное, боковое, диагональное и контражурное.
Студенты должны научиться выявлять в натуре основные тоновые отношения, определять цветовые тона по насыщенности и цветовому оттенку на всей глубине изображаемого пространства – от самого теплого на переднем плане до самого холодного в глубине пейзажа.
7. Цельность этюда пейзажа
Умение выразить характер – это умение найти взаимоотношение между главным и второстепенным в данном мотиве.
Нужно стремиться развить у студентов композиционное видение, способность представить в картинной плоскости будущее изображение как цельный организм. На основе целостного восприятия подчинять детали целому, второстепенное – главному, выделять композиционно – смысловой центр и зрительный центр этюда пейзажа.
8. Уровень развития практических исполнительских умений обучаемых
В задачи пленэрной практики входит развитие у студентов умения соблюдать методическую последовательность в работе над этюдом пейзажа. Вести целенаправленную работу по освоению выразительных возможностей изобразительных материалов, технологии и техники акварельной, гуашевой и масляной живописи.
9. Использование выразительных возможностей изобразительных материалов
К средствам художественной выразительности относится и сам материал, которым создается этюд. Один и тот же мотив, выполненный разными изобразительными материалами, воспринимается каждый раз по-иному и обладает особыми художественными качествами. Поэтому так важна особая культура работы в избранном материале, в избранной технике. Знание техник и материалов рисунка и живописи, понимание их специфических особенностей помогут реализовать любой замысел.
Выбор изобразительного материала является важным показателем уровня развития творческо – композиционной деятельности студентов.
10.  Выразительность, образность решения этюда
Грамотное реалистическое изображение не может быть выполнено только посредством передачи внешнего зрительного образа. Возникновение художественного образа связано со зрительными впечатлениями.
Каждая линия, пятно, каждый мазок должны быть продуманы, должны обязательно работать на выявление основной идеи, на заострение образа пейзажа, тогда осмысленная и нацеленная работа будет идти интереснее и продуктивнее. В искусстве живописи пейзажа образ является чувственно – конкретным, наглядным выражением идеи.

Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.12.2012) | Автор: Жиркова Анна Николаевна
Просмотров: 1770 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]