Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Творческий подход к урокам при прохождении педагогической практики
Творческой мы можем считать такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. 
Творческая деятельность учителя – это деятельность, направленная на осознание и решение проблем, постоянно возникающих в педагогическом процессе. Творческий почерк каждого педагога складывается под влиянием самых разных факторов. Одним из главных факторов, формирующих, впоследствии, методику работы с детьми, свой взгляд на искусство, педагогику, творчество, является прохождение студентами 3 курса педагогической практики «Пробные уроки по изобразительному искусству».
Для студента, прохождение практики по изобразительному искусству – это ступенька продвижения вперед, выход его фантазии, демонстрация сформированности умений и навыков, своего профессионального «Я» на данном этапе обучения. Мотивация студента к обучению здесь отчетлива видна.
У каждого студента есть свои ориентиры в жизни, своя творческая направленность. Во время практики методист должен умело, творчески -  индивидуально подойти, правильно направить, найти художественную струю, направление в дальнейшем творческом развитии будущего педагога.
Творческий подход к делу выступает мощным фактором повышения качества и результативности педагогической деятельности учителя школы. 
Необходимо вырабатывать потребность студентов-практикантов к проявлению творческого подхода в проведении уроков по изобразительному искусству (проводить нестандартные уроки: игра, сказка, театр, экскурсия, праздник, путешествие и т.д.), сохраняя при этом обязательный минимум содержания учебной программы, не нарушая логику изучения курса. Это дает возможность разнообразить учебную деятельность детей, будить мысли, чувства, воображение, мотивировать творческую активность.
Основными признаками творческого подхода являются:
- новизна в постановке цели;
- новизна в определении содержания и методики проведения занятий.
Критериями готовности студентов к формированию творческого потенциала школьников выступают: интерес к педагогической деятельности; способность к творчеству; понимание значения творчества для становления личности; умение стимулировать творческую активность и инициативу учащихся.
Для успешного осуществления работы по формированию творческого потенциала школьника, учителю необходимо обладать такими профессионально – педагогическими умениями, как умение организовать коллективную деятельность школьников и увлечь их этой деятельностью; умение обеспечить восприятие и осознание ими творчества – формировать у них понимание значения творчества в жизни; умение создавать психологически благоприятный климат для творчества; умение обучать школьников методам и приемам решения творческих задач; умение стимулировать творческую активность школьника; стимулировать самостоятельность школьника.
Для формирования творческого подхода к проведению уроков необходимы:
- возможность реализации творческого потенциала студента  - практиканта в пределах учебной программы, используемой  методистом от школы;
- частые и плодотворные консультации с методистами от школы и колледжа;
- качество и количество накопленных за годы учебы знаний, умений и навыков;
- поиск и подбор необходимой литературы по теме проводимого занятия;
- тщательная подготовка планов-конспектов и наглядных материалов к урокам;
- наличие, а иногда и раздача, используемых учащимися на занятиях по изобразительному искусству, материалов;
- мобильность в решении возникающих вопросов, готовность к переменам.
Сотрудничество студента, проходящего практику, и методиста в творческой деятельности должно присутствовать на каждом уроке. Только в атмосфере творческого совместного труда можно поддерживать интерес студента к овладению профессиональным мастерством.
За 4 года работы методистом по педагогической практике, два последних года мы работаем с учителем изобразительного искусства и черчения НСОШ №2 Местниковой Феклой Коммунаровной. Являясь методистом от школы, работая по программе Б.Неменского, она дает большой простор для творческой интерпретации проводимых тем.
Методистами от колледжа и школы с самого начала, с момента распределения тем, до анализа уже проведенного урока, ведется контроль, корректировка, оказывается методическая помощь студентам.
На данный момент, из студентов 3«Ф» курса, проходящих практику в НСОШ №2, уже особо можно отметить Татаринову Изабеллу, чьи занятия на темы: «Украшение дома орнаментом», «Народные праздники» в 3 классе отличались тщательной предварительной подготовкой, а потому и хорошим результатом, Корнилову Сардану, проводившую интересные, насыщенные занятия на темы «Барельеф» и «Колерные цвета» в 4 классе.
Отражением творческого микроклимата, созданного студентами, проходящими практику, является заинтересованность учащихся, их творческие находки, творческая активность, ведь уроки, на которых учащиеся не просто получают знания, умения и навыки, а получают их интересно, как нельзя лучше работают на раскрытие индивидуальных возможностей личности учащихся.

Современная школа может создать все необходимые условия для педагогического творчества, для использования эффективных технологий и целесообразных форм организации художественно – творческой деятельности учащихся.
Поэтому хотелось бы в будущем, для демонстрации необходимости учителя изобразительного искусства в школе, той ступени, которую он должен занимать в иерархии учебных предметов; условий, созданных школой для педагогического и творческого роста; для личностного развития студентов, осознания ими важности выбранной профессии, увидеть лучшие:
- открытые уроки учителей изобразительного искусства;
- кабинеты изобразительного искусства, соответственно оформленные;
- работы, созданные в разных материалах и техниках учащимися общеобразовательных школ.

Способность к творческой деятельности при подготовке и проведении уроков изобразительного искусства требует значительных усилий, как со стороны методиста, так и со стороны самого студента-практиканта. Задача методиста состоит в том, чтобы, исходя из уровня развития студента, создавать условия для совершенствования, способствовать осознанию ответственности за результаты, содействовать становлению устойчивой потребности студента в педагогическом творчестве.
Учитель изобразительного искусства – это фигура, определяющая состояние художественно – педагогического образования и культуры. От того, каким будет современный педагог, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Использованная литература

1. Журнал «Искусство и образование», №3, М., 1998.
2. Журнал «Искусство и образование», №1, М., 2003.
3. Журнал «Искусство и образование», №2, М., 2003.
4. Журнал «Искусство и образование», №3, М., 2003.
5. Журнал «Искусство и образование», №4, М., 2005.
6. Журнал «Методист», № 6, М., Издательский дом «Методист», 2007.
7. Журнал «Методист», № 4, М., Издательский дом «Методист», 2008.
8. Журнал «Методист», № 4, М., Издательский дом «Методист», 2009.
9. Журнал «Педагогическая мастерская», №2, М., 2005.
10. Журнал «Педагогическая мастерская», №3, М., 2005.
11. Журнал «Педагогическая мастерская», №6, М., 2005.
12. Журнал «Педагогическая мастерская», №2, М., 2006.
13. Журнал «Педагогическая мастерская», №3, М., 2006.
14. Журнал «Педагогическая мастерская», №2, М., 2008.
15. Журнал «Педагогическая мастерская», №1, М., 2009.
16. Журнал «Среднее профессиональное образование», №11, М., 2007.
17. Журнал «Среднее профессиональное образование», №12, М., 2007.
18. Журнал «Среднее профессиональное образование», №6, М., 2009.

Категория: Статьи преподавателей | Добавил: namcollege (08.12.2012) | Автор: Жиркова Анна Николаевна
Просмотров: 1528 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]