Форма входа

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Статьи преподавателей

Внедрение метода проектов в техническом творчестве учащихся
В зарубежной педагогике метод проектов развивался в рамках альтернативного образования (особенно в США). Он использовался Бертом Шлезингером в «Школе без стен». На базе таких школ в 1987 г. возникло новое направление в образовании - продуктивное обучение, базирующееся на проектном методе. Немецкие педагоги - основатели продуктивного обучения Ингрид Бем и Иене Шнайдер - считают, что сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В информационном письме Министерства образования РФ под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда). Организация проектной деятельности учащихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу. Мы определяем метод проектов как совместную деятельность педагога, учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта. Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации: I По характеру доминирующей в проекте деятельности: - поисковая (поисковый проект); - исследовательская (исследовательский проект); - творческая (творческий проект); - ролевая (игровой проект); - прикладная (практико-ориентированная) (практико-ориентированный проект); - ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект). 2. По предметно-содержательной области: - монопроект, в рамках одной области знаний; - межпредметный проект, на стыке различных областей. 3. По характеру координации проекта: - непосредственный (жесткий, гибкий); -скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый). 6. По продолжительности проекта (длительный, краткосрочный и т.п.) Проекты в продуктивном обучении базируются на субъект-субъектом взаимоотношении между всеми участниками педагогического процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его. Анализ опыта немецких коллег показал, что подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы. Этап ориентирования. В зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) этап длится 3-4 недели. 1. Фаза индивидуального и коллективного обсуждения. Здесь важно показать отличие продуктивного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и при этом получать образование. 2. Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия. 3. Фаза анализа личного опыта.
Этап разработки: 1) фаза разработки индивидуальных задач; 2) фаза анализа личного опыта учащихся; 3) фаза разработки коллективных задач; 4) определение целей; 5) определение ресурсов.
Этап реализации проекта: 1) обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации; 2) самостоятельная работа учащихся над задачами; 3) промежуточные обсуждения достигнутых результатов; 4) оформление проекта. 5) Этап презентации результатов проекта: 1) подготовка презентации; 2) защита проекта. Этап оценивания проекта: 1) значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; 2) активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; 3) коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); 4) характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; 5) необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; 6) привлечение знаний из других областей; 7) доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; 8) эстетика оформления результатов проведенного проекта; 9) умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая, очень важна, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Немецкие коллеги считают, что при использовании метода проекта учащиеся приобретают: 1. Умения, связанные в развитием интереса: - анализировать свои интересы; - определять новые интересы на основе развития прежних; - сопоставлять свои возможности и интересы; - отстаивать свои интересы. 2. Умение находить практические, интересные виды деятельности: - умение определять для себя познавательные виды деятельности; - умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности. 3. Умение выбрать практический вид деятельности для себя: - подыскать потенциальные места практики; - исследовать их; - найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики; - сделать обоснованный выбор места практики. 4. Умение исследовать условия практической деятельности: - подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в
которых она осуществляется; - обсуждать практическую деятельность; - находить возможности практической деятельности («ниши деятельности»). 5. Умение подготовиться к деятельности на практике: - определить и обосновать свою работу на практике в контексте собственных интересов; - четко определить цели своей деятельности; - определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на
практике. 6. Умение осуществить деятельность на практике: - планировать свою практическую деятельность; - целенаправленно осуществлять свою деятельность; - находить ее плюсы и минусы. 7. Умение оценить результаты практики: - уметь представить результаты практической деятельности; - уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей. 8. Умение делать выводы из результатов практической деятельности: - ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; - объяснить как положительный, так и отрицательный результаты; - оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности. 9. Умение установить личностное отношение к практической деятельности: - осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии. 10. Умение установить общественную ценность практической деятельности: - осознать, оценить и принять во внимание значение деятельности для общества в целом. 11. Умение установить культурную ценность профессии: - осознать, оценить и принять во внимание культурные аспекты практической деятельности. 12. Умение установить профессиональную ценность практической деятельности: - осознать и принять во внимание профессиональный аспект практической деятельности. В Институте продуктивного обучения в Санкт-Петербурге коллектив педагогов с 1995 г. работает с учащимися 9-11-х классов по методу проектов в рамках дополнительного образования. Прежде чем ребята приступят к работе, они знакомятся с проектами школьников из России, Германии, Венгрии, Франции и США. Большое внимание уделяется выбору предполагаемой темы проекта, которая может быть связана с учебным предметом, профессиональным интересом, хобби. Педагогу важно убедиться, что тему можно рассматривать с разных позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. Обсуждаются и определяются учениками цель и форма представления проекта: реферат, эссе, видеофильм, вэб-сайт, комбинация жанров. С ребятами проводятся занятия, где они осваивают приемы работы с текстами, с аудио- и видеоинформацией. Когда проект или аннотация к нему представлены в форме видеофильма, вэб-сайта, фотоальбома и т.п., то они оформляются на компьютере. Для этого ребята посещают занятия, в компьютерном классе. При реализации проекта учащиеся пользуются помощью консультантов-специалистов по проблемам, которые затрагиваются в проекте, или сотрудников института продуктивного обучения, выступающих экспертами. При работе над проектом ребята ведут дневник личных достижений, что позволяет педагогу оценивать промежуточные этапы реализации проект. Затем проходит защита с помощью презентации на компьютере, которую учащиеся создают самостоятельно под руководством преподавателя информатики. Перед завершающим мероприятием проводятся занятия по подготовке к выступлению перед аудиторией, предварительная защита проекта. Преподаватели на протяжении работы над проектом поддерживают ребят, отвечают на вопросы, делятся опытом и идеями. С учащимися обсуждаются критерии защиты индивидуального проекта по параметрам: соответствие содержания заявленной теме; логика изложения; уровень самостоятельности; владение материалом; эстетика оформления; грамотность; эмоциональность; культура речи; подготовка компьютерной презентации и раздаточного материала. Таким образом, ребята выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе и социальные), но развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни. Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов (Разработаны Ассоциацией Дальтон-план-школ, Нидерланды) 1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены школьного коллектива разделяют ответственность за его работу. 2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность. 3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. 4. Учитель предоставляет детям возможности самостоятельной работы. Он создает условия, чтобы можно было свободно и самостоятельно работать, 5. Учитель вырабатывает новую позицию, переходя от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника. 6. Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). 7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей, только когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят. Что нужно для работы над проектом? 1. В школе должны быть обширная библиотека и центр документации, в любую минуту доступные ученикам и учителям. 2. Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах. 3. Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах. 4. Ребята могут пользоваться коридорами. Там тоже есть рабочие уголки. 5. В каждом классе имеются часы. 6. В классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки. Учебные пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их значимостью для самостоятельных занятий.
Категория: Статьи преподавателей | Добавил: manchary (10.03.2010) | Автор: Нартахов Илья Робертович
Просмотров: 1200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]